четверг, 7 февраля 2013 г.

фото демоническая статуэтка из гвинеи

Там, где всегда имеется вода, туземцы стараются по возможности поддерживать чистоту своего тела мытьем и купаньем. Но даже там, где вода является предметом роскоши, как, например, в Сахаре, туземные племена очищают свои тела сухим песком пустыни, и в религиозном законе корана содержится точное предписание относительно ритуального омовения песком перед молитвой, которое должно заменять в пустыне омовение водой. В арктических и субарктических странах, где омовение водой или снегом невозможно иногда из-за климатических условий, туземцы изобрели паровую баню. С этой целью строят специальные хижины, где для получения пара сначала раскаляют камни, а затем поливают их водой. Голые посетители такой бани, попарившись в ней в течение некоторого времени, часто прыгают затем в холодную воду рек или ручьев. Эти «турецкие» бани часто обслуживают одновременно большое число купающихся, но существуют и маленькие баньки на одного или двух любителей. Даже больные, чтобы избавиться от лихорадки, нередко подвергают себя этой процедуре под аккомпанемент молитв или заунывное пение знахаря. Современные спортсмены Скандинавии, которые в условиях холодного климата все еще придерживаются этого древнего обычая и принимают паровые ванны, приписывают свою физическую силу благотв

Европейцев, которым приходилось жить среди примитивных народов, часто поражало сильно развитое у них стремление к опрятности. О'Коннэл, который прожил среди туземцев острова Понапе несколько лет, рассказывает, что они купались по два или три раза в день и что все члены племени, которые пренебрегали чистоплотностью, «лишались своего общественного положения, опускались и подвергались бойкоту». Индеец племени крик должен ежедневно купаться хотя бы один раз, а зимой по четыре раза вываливаться голым в снегу. Старый исследователь Адейр рассказывает, что тех, кто не принимал эти ежедневные ванны, строго наказывали, царапая у виновного кожу на руках и ногах зубами змеи.

Скамейка для скобления кокосовых орехов со скребком из раковины Cardium (Марковы о-ва)

Все эти понятия красоты отнюдь не являются произвольными. На различных стадиях человеческой культуры вырабатывались свои собственные законы красоты, которых старались строго придерживаться мужчины и женщины соответствующих племен. Наряду с различием во взглядах относительно применения косметических средств все народы земли, повидимому, сходятся в своих вкусах в одном пункте: исключительная опрятность всюду является непременным условием красивой внешности. Поэтому ни один благовоспитанный дикарь не пренебрегает правилами физической гигиены. Замечание: «Ты моешься, как белый!» (белые, живя у «дикарей», часто моют себе только лицо и руки) - является одним из худших оскорблений, какое только может нанести один обитатель джунглей другому.

Многие североамериканские индейцы, как, например, хопи, требуют, чтобы красивая девушка пудрила себе лицо маисовой мукой и подвязывала волосы так, чтобы получалась прическа в виде бабочки.

Элсдон Бест описал, например, понятие красоты у маори. Для того чтобы выглядеть привлекательной, молодая девушка должна иметь «ноги красивой формы и гармоническое телосложение», «место, где спина переходит в седалище, должно быть изящной формы, и красавица должна держаться очень прямо». А вот нормы мужской красоты, с точки зрения женщин маори: «Он должен производить впечатление силы и зрелости, у него должно быть хорошее телосложение, лицо его должно быть привлекательным, не слишком широко расставленные большие глаза должны смотреть на людей с выражением кротости». Кроме того, этот Адонис должен быть «приветливым» и иметь «бедра красивой формы». Следовательно, общая концепция довольно близка нашему - греческому - идеалу красоты.

Если и в цивилизованном мире существует различное отношение к употреблению тех или иных косметических средств, то еще резче проявляется это различное отношение у первобытных народов, которые строго соблюдают свои собственные законы вкуса и не так-то легко соглашаются заимствовать моду у своих соседей.

Любимая жена негритянского вождя из Конго

Разумеется, десять тысяч лет назад о таком осуждении не было и речи. И во многих уголках земли, где никто никогда и не слыхал слово «косметика», женщины, а нередко и мужчины продолжают до сих пор соблюдать свои собственные первобытные законы красоты как из чисто эстетического чувства, так и из гигиенических и религиозных побуждений. Ведь во всех вопросах хорошего вкуса так называемые дикари имеют совершенно ясное представление о том, что они считают красивым и привлекательным, и не упускают случая подчеркнуть должным образом свою точку зрения в этой области. Как мужчины, так и женщины стараются придать своему телу, одежде и своему общему виду известную элегантность, и если цивилизованный мужчина по части ухода за красотой давно уже занимает второстепенное положение, то его более отсталые братья все еще соревнуются с прекрасным полом, стремясь елико возможно превзойти женщин великолепием своего внешнего облика.

Хотя обе посетительницы и ушли оттуда в страхе, все же позднее они рассказали о своем приключении своему университетскому преподавателю (который и сам не был непричастен к этой маленькой экспедиции). В результате этого приключения развернулась длительная дискуссия, главной темой которой был вопрос: почему многие считают «грехом», когда женщина ухаживает за собой, и почему некоторые непреклонные судьи объявляют легкомысленной девушку, которая красит себе лицо и украшает голову? Неужели искусственное подчеркивание природного очарования действительно противоречит здоровому чувству?

Когда однажды в молитвенную комнату небольшой нью-йоркской негритянской религиозной секты вошли две сильно напудренные и разукрашенные всякими косметическими средствами дамы, чтобы из любопытства принять участие в совершаемых там необычных обрядах, негритянский священник при виде их поднял, к их ужасу, палец и, обращаясь к своей пастве, громко воскликнул: «Вот идут две Иезавели!» Обе непрошенные гостьи тут же с ужасом вспомнили то место из «Книги царств», где говорится, что Иезавель, которая «нарумянила лицо свое и украсила голову свою», была выброшена из окна слугами господина и растоптана на поле Изрееля, а затем псы съели ее тело.

ГЛАВА II. В САЛОНЕ КРАСОТЫ ДИКАРЕЙ

Пользовательского поиска

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

ГЛАВА II. В САЛОНЕ КРАСОТЫ ДИКАРЕЙ [1954 Липс Ю. - Происхождение вещей]

Комментариев нет:

Отправить комментарий